Ребро Адама – проект, рассказывающий о роли женщины, задуманной в помощь мужчине, но давно уже вышедшей из-под опеки и зависимости «сильной половины». Приобретая все большую самостоятельность, она тем самым перестает быть «второй половиной», превращаясь из союзницы в воительницу и потребительницу, тем самым, зачастую обрекая себя на одиночество и вечный поиск.
Экспозиция открывается серией работ «Ева», «Ребро Адама» и «Съеденное яблоко». В этой серии рай раскрывается в образах, навязанных зрителю медийным пространством. В сознании современного человека, жителя мегаполиса, рай – это маленькие острова с белым песком, разбросанные в ласковом океане, с пальмами, растущими у самой воды и ярким голубым небом. На фоне этой идиллической картины, предела мечты миллионов, развивается сюжет данной серии. В первой работе «Ева» появляется тема нарушения и отмены установленных табу, вкушения запретного плода. Эта же идея продолжается в работе «Ребро Адама». Завершение темы – «Съеденное яблоко» как образ свершившегося первородного греха и последовавшего за ним изгнания из рая, являющегося точкой отсчета (point of beginning) земной человеческой истории.
Далее, экспозицию продолжает серия работ «Далила Before», «Далила Дорогая» и «Далила After». Эта серия посвящена взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Известный миф о красавице Далиле, соблазнившей могучего героя Самсона и отнявшей у него силу, отрезав его длинные волосы, получает здесь новое прочтение. В образе Далилы выступает сильная, энергичная, современная женщина, считающая мужчину способом или инструментом для претворения в жизнь своих желаний и капризов. Женщина, которая легко преодолевает преграды, отдаваясь захватившей ее страсти и, вдоволь насладившись и лишив мужчину всей его силы – выбрасывает его на свалку истории, как отработанный товар вышедший из употребления.
Кульминацией развития темы сильной женщины, является картина «Happy Birthday», в которой выведен образ Юдифи, современной «охотницы за головами», воспринимающей мужчину как объект, полностью подвластный ее воле.
«Потребительская корзина» — отсылает к образу младенца Моисея, найденного в корзине и явившегося подарком для нашедшей его женщины. Термин «потребительская корзина» в наши дни означает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В контексте всего проекта, картина создаёт образ межличностных отношений между современными мужчинами и женщинами. В наше время все больше женщин занимаются воспитанием детей, не прибегая к мужской поддержке. «Потребительская корзина», в данном случае, является символом того минимума, который требует независимая, женщина от отношений с мужчиной – это так называемый «джентльменский набор»: вино, коробка конфет, какой-либо подарок – и ребенок, как результат завершения романтических отношений.
«Суд Соломона» – это современная интерпретация известной библейской притчи. Картина посвящена теме всепоглощающей материнской любви, готовой пойти ради благ своего ребенка на любые жертвы.
«Бегство в Египет» – сегодняшнее прочтение новозаветного сюжета. В проекте появляется, образ женщины, нашедшей в мужчине опору и защитника, доверившей ему не только свою жизнь, но и жизнь своего ребенка.
Художник и кандидат искусствоведения
Иван Коршунов
2012