Иван Коршунов принадлежит к числу тех художников, которые могут и осмысляют современность с помощью живописи, способны думать визуальными образами и обладают редкими профессиональными качествами. Используя традиционную технологию трехслойной живописи, а также поталь, будучи перфекционистом, художник создает хорошо продуманные, выверенные композиции, в которых нет ничего случайного. Сканируя, ощущая, осознавая современность, он оценивает её здоровым взглядом традиционалиста и, быть может, кому-то покажется средневековым рыцарем в латах, сидящим за суперсовременным компьютером. Но именно наличие культурной и исторической памяти у Ивана Коршунова – не только художника, но специалиста по византийской живописи – придает особенность его творчеству.
Новый выставочный проект Ивана Коршунова «Суррогаты» отслеживает следы воздействия виртуальной реальности в различных сферах человеческого существования, рассматривает масштабные подмены смыслов и образов в современном информационном мире, словно находит визуальные воплощения широко распространенному сегодня понятию «симулякр».
По мнению ряда французских философов, таких как Жорж Батай, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, мы давно уже живем в мире симулякров и суррогатов, в эпоху тотальной симуляции, в мире подмены понятий и смыслов. С каждым днем окружающий нас мир стремительно меняется. Для современного человека появляются все новые и новые «вводные» восприятия реальности.
Последние события мирового масштаба, связанные сначала с пандемией, во время которой создавался проект, а потом – и с военными действиями, вносят новые коррективы в понимание функционирования социума, в межличностные и межнациональные отношения, заставляя переосмысливать информационные потоки и формы общения, изменяя привычное нам устройство жизни. Ко многим изменениям мы уже привыкли, с другими же никак не можем смириться.
С одной стороны проект содержит иронический пафос по поводу ценностей и символов глобального общества потребления, заменившим реальность на суррогаты (отношений, еды, предметов, информации, искусства и пр.), в котором уже и сам человек становится в какой-то степени симулякром, а с другой стороны – звучит тревожная тема тупика, возможного краха, «Похорон глобализации». Дети, играющие в войну в картине «Солдаты Третьей Мировой -I», написанной 2020, словно предчувствуют реальность другого мира, к которой нам еще, быть может, предстоит адаптироваться.
С визуальной и пластической точки зрения весь проект делится на две части, где иронично-веселое прочтение золотофонных работ, противопоставляется «серьёзности» восприятия темнофонных работ, что образно отражает двойственность и изменчивость взятой темы.
Семантическое пространство написанных два года назад картин в ряде случаев обретает новое прочтение, дополняется актуальными смыслами, но это уже относится не к изначальному авторскому замыслу, а к независимой жизни работ в историческом времени. Несмотря ни на что, человек остается в пространстве общества потребления среди захватывающих его суррогатов и это остается естественной темой рефлексии.
Куратор музея "Эрарта" Вдадимир Назанский